+7 (41145) 35-000

Какое дизтопливо лучше использовать по сезонам?

Каждый владелец автопарка грузовых автомобилей стремится обезопасить свои машины от поломок, которые приводят не только к ненужным денежным издержкам, но и к потере времени. Особенно эта проблема актуальна во время сезонных переходов – поменять резину, сменить антифриз, перейти на другой вид топлива. Согласитесь, неприятно потерять «жирный» заказ из-за того, что не вовремя «переобул» автопарк в зимнюю резину или в баках осталось несколько литров топлива, которое не детонирует из-за слишком низкой температуры.
Именно о том, когда и на какой вид топлива необходимо переходить при смене температуры окружающей среды, и пойдет речь в статье.

Почему замерзает дизтопливо?

Замерзание дизельного топлива при низкой температуре связано с тяжелыми углеводородами, которые в нем содержатся. Парафиновые группы под воздействием мороза начинают кристаллизоваться, выпадают в виде осадка (парафиновых хлопьев), из-за чего возрастает вязкость и топливо становится сначала мутным, затем перестает просачиваться через фильтр, пока полностью не замерзнет. Результат – испорченная топливная система и застывшая наглухо машина.

В ГОСТе 32511-2013 дизельное топливо ЕВРО, в зависимости от условий применения, подразделяется на следующие сорта и классы:

несезонное топливо

  • летнее (Л), в европейской классификации сорта A, B, C, D; 
  • межсезонное (М), по стандартам ЕВРО – сорта E, F;
  • зимнее (З), по европейским стандартам – классы 0, 1, 2, 3;
  • арктическое (А) – класс 4.

В том же документе содержатся нормативы, которые классифицируют топливо в зависимости от содержания серы. Эти экологические стандарты распространяются на дизельное топливо, и очень часто на заправках просто пишут «топливо Евро3», «Евро4», «Евро5»:

  • К3 – содержание серы не более 350 мг/кг (в старых стандартах – вид 1);
  • К4 – содержание серы не более 50 мг/кг (вид 2);
  • К5 – содержание серы не более 10 мг/кг (вид 3).

Как же разобраться во всем этом? Ведь одно и то же топливо по европейским стандартам и по отечественным ГОСТам называется абсолютно по-разному. Для этого разработана стандартная форма, которая включает в себя следующие индексы, к примеру:

зимнее топливоДТ-Л-К3 (или К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 (нормативный документ, в котором содержатся стандарты), где: 
«ДТ» – вид топлива;
«Л» – сорт (летнее);
«К3» – европейский стандарт качества (содержание серы не более 350 мг/кг);

Это обозначение полностью соответствует дизельному летнему топливу Евро сорта A (или B, C, D) экологического класса К3 (или К4, К5) по ГОСТ 32511-2013.
Имея под рукой нужные таблицы или просто зная их наизусть, вы легко разберетесь в наименовании топлива и сможете понять, этот ли продукт необходим в конкретной ситуации.

Так когда какое топливо следует заливать?

Итак, начнем с летнего дизтоплива. По новому ГОСТу в него входят сорта A, B, C, D. Его следует использовать с апреля по сентябрь, если в вашем регионе температура за указанный период не опускается ниже –5 °С. Ведь этот вид топлива воспламеняется при температуре +45 °С.
Некоторые бывалые автомобилисты, если так случилось, что температура упала до –7 °С, рекомендуют добавлять в бак 10–20 % керосина. Однако мы советуем так не поступать и внимательно следить за прогнозом погоды.
На заправках такое топливо должны обозначать следующим образом: ДТ-Л-К3 (К4, К5) ЕВРО.

летнее дизельное топливо

Межсезонным называют топливо, которое на заправках встречается под обозначениями Евро E и Евро F. Первый сорт имеет предельную температурную фильтруемость (ПТФ) в районе –15 °С, а второй –20 °С.Такое топливо получается путем добавления в сорт Евро С депрессорно-диспергирующей присадки, поэтому иногда эти виды дизтоплива называют «присадочными». На практике использование этого топлива возможно лишь в короткий временной промежуток, когда температура окружающей среды не опускается ниже –12 °С. По ГОСТу такое топливо должно называться ДТ-Е-К3 (К4, К5) ЕВРО.
(см. Таблица 1)

Зимнее дизтопливо, которое в европейской классификации обозначается классами 0, 1, 2, 3, рекомендуется использовать при температуре воздуха от –20 °С и ниже. Однако лучше задуматься о его закупке уже при –15 °С. Ведь нет никакой гарантии, что внезапно не случится резкого ухудшения погодных условий. Кроме ПТФ, необходимо обращать внимание на температуру помутнения, которая обозначает условия, когда появляются кристаллы парафина, вследствие чего топливо мутнеет. На заправках его можно встретить под названием ДТ-3-КЗ (К4, К5) ЕВРО.
(см. Таблица 2)

Арктическое топливо. По ГОСТу 32511-2013 в него входит класс 4. Предназначено для регионов с суровым «характером», где температура опускается до –45 °С и ниже. Именно для таких условий и разработан этот вид топлива. Благодаря улучшенным низкотемпературным характеристикам и вязкости арктическое ДТ не замерзает даже на самом сильном морозе и обеспечивает стабильную работу двигателя. На заправках такое топливо обозначается сортами ДТ-А-К3 (К4, К5) Евро.

В другом ГОСТе – Р 52368-2005 – в приложении приводится целая таблица, в которой для каждого региона РФ указаны временные промежутки, в которые рекомендуется заливать то или иное топливо (см. Таблица 3).

Надеемся, что статья была полезна, но если у вас возникнут вопросы, звоните по телефону +7 (41145) 35-000 и получите консультацию наших специалистов.

 

 Таблица 1. Требования к летнему (сорт А, В, С, D) и межсезонному топливу (сорт Е, F) 

Наименование показателя

Значение показателя для сорта

 

А

В

С

D

Е

F

1. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

 

5

 

0

Минус 5

Минус 10

Минус 15

Минус 20

  

Таблица 2. Требования к зимнему топливу (классы 0, 1, 2, 3) и арктическому топливу (класс 4)

Наименование показателя

Значение для класса

 

0

1

2

3

4

1. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

 

Минус 20

 

Минус 26

 

Минус 32

 

Минус 38

 

Минус 44

2. Температура помутнения, °С, не выше

Минус 10

Минус 16

Минус 22

Минус 28

Минус 34

3. Плотность при 15 °С, кг/м

800,0-845,0

800,0-845,0

800,0-840,0

8000-840,0

800,0-840,0

4. Кинематическая вязкость при 40 °С, мм/с

1,500-4,000

1,500-4,000

1,500-4,000

1,400-4,000

1,200-4,000

5. Цетановое число, не менее

49,0

49,0

48,0

47,0

47,0

6. Цетановый индекс, не менее

46,0

46,0

46,0

43,0

43,0

7. Фракционный состав:

 

 

 

 

 

до 180 °С перегоняется, % об., не более

10

10

10

10

10

до 360 °С перегоняется, % об., не менее

95

95

95

95

95

8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже

55

55

40

30

30

 

Таблица 3. Сезонное применение дизельных топлив в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости.
На странице представлена часть таблицы, относящаяся к Якутии. Полную версию таблицы можно посмотреть здесь.

Регионы России (по федеральным округам)

Применение дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости

летний период

переходные весенний/осенний периоды

зимний период

сорт А

сорт B

сорт C

сорт D

сорт Е

сорт F и класс 0

класс 1

класс 2

класс 3

класс 4

не выше +5 0С

не выше 0 0С

не выше -5 0С

не выше -10 0С

не выше -15 0С

не выше -20 0С

не выше -26 0С

не выше -32 0С

не выше -38 0С

не выше -44 0С

 

 

Республика Саха (Якутия)

-

-

-

С 15 июня по 31 августа (2,5 мес) 
?

-

-

С 15 мая по 15 июня (1 мес)/ с 1 сентября по 15 октября (1,5 мес)

-

-

С 15 октября по 15 мая (7 мес)

 

Партнеры компании

Мы работаем только с проверенными поставщиками,
что позволяет поддерживать наше топливо на высоком уровне

Заказать звонок